Генеративное искусство (Generative art)

22 апреля 2021    6 минут на чтение   

Генеративным называют искусство, созданное с помощью автономной системы. Инструмента, способного вносить случайность в работу художника, но автор самостоятельно дозирует величину этой случайности.

Этот инструмент может быть простым механическим приспособлением, как линейка-спирограф, рисующая замысловатые математические узоры. Или сложной кинетической машиной, преобразующей колебания ветра и звука в движения кистью. Может быть программой, алгоритмом, роботом с искусственным интеллектом. Технологически сложный, самостоятельно принимающий решения, но это лишь инструмент в руках автора. Я не говорю – художника, потому, что генеративное искусство не ограничено живописью. Алгоритмы уже генерируют музыку, строят скульптуры, активно используются в архитектуре.

Электромалевич. Новая картина в стиле супрематизм каждые 4 секунды

Миссия генеративного искусства

Общество потребления породило проблему - всё стало одинаковым. Магазины заполнены однотипной одеждой, автомобили сложно отличить друг от друга и живём мы в типовых коробках с мебелью из Икеи.

Каких то сто лет назад всё было иначе, хорошие вещи создавались индивидуально и имели ценность.

Как вернуть ценность окружающему нас миру?

Вернуться к ручному труду мы не можем, этот метод не отвечает потребностям современного мира, он дорог и не производителен. Масс-маркет дёшев, производителен, но обезличен. Для решения этой проблемы нужна эффективная технология кастомизации, и здесь не обойтись без современных технологий. Взгляните на картины в стиле супрематизм выше, они никогда не повторяются, каждая - уникальна. Мы можем создавать миллионы вариантов дизайна в секунду, использовать ЧПУ станки, лазерный раскрой, 3D печать, перенося это разнообразие в реальный мир.

Можно сказать, что прикладная задача генеративного искусства - сделать так, чтобы в одном месте не могли встретиться две женщины в одинаковых платьях :)


Генеративная живопись

Традиционно, мы испытываем страх перед всем новым и непонятным, я здесь замахнулся на последнее, до чего технологии не добрались – творческий процесс. Разве можно оцифровать процессы, идущие от души? Мы сами не понимаем их настолько, чтобы описать, классифицировать, сделать набором правил.

Но давайте заглянем глубже. Я прошу уделить мне две минуты и провести этот мысленный эксперимент, возможно, он расширит ваши представления о современном искусстве.

На миг отвлечёмся от искусства и взглянем на привычный мир, на наш дом, у вас перед глазами электронное устройство, на экране которого вы читаете этот текст, ваша кухня заполнена техникой и гаджетами, в ванной стоят несколько устройств, упрощающих вам жизнь, в каждой комнате есть какой-то потребитель электроэнергии, вы задумывались над их количеством? Но что же лично вы делаете дома, какую работу совершаете? Выходит работа по дому больше не ваша заслуга, раз одежду стирает стиральная машина по заданной программе, чистоту обеспечивает пылесос, а то и робот-пылесос? Зря радуетесь румяному пирогу, приготовленному духовой печью с установленным набором специальных режимов, весь ваш труд только в том, чтобы закинуть ингредиенты и нажать кнопку? От чего же тогда появляется усталость, радость от выполненной работы, если это больше не ваша заслуга?

Thomas William Hiddleston Generativeart digital portrait by Lyanguzov

Созданный искусственным интеллектом портрет в виде карты перемещений манипулятора робота для дальнейшего рисования.

Согласитесь, всё это – инструменты человека, одни из них простые и ничего не могут сделать сами, другие сложнее и им нужно просто указать, нажать кнопку. Мы говорим – труд хлебороба, но в поле основную работу совершает комбайн с сидящим в кресле человеком, нам важно мастерство пилота, но в современных самолётах он лишь следит за приборами и почти весь полёт проходит под управлением автоматики. Так от чего художник обязан использовать в работе инструменты двухвековой давности? Мы используем линейку, когда нужно провести прямую линию, но та же линия, проведённая рукой робота уже не будет нашей? Мы не говорим фотографу: Не используй фотошоп для обработки фото, это не фотография, настоящий фотограф должен использовать в работе пластины с оксидом серебра и картонный ящик с отверстием, только камера обскура может создать настоящую фотографию.

Отчасти, это неприятие технологий порождают сами художники. Чтобы научиться рисовать, нужно потратить уйму времени. Каждому хочется, чтобы приложенные им усилия и потраченное время жизни было вознаграждено по достоинству. Появление механизмов, способных значительно ускорить процесс рисования, воспринимается ими как угроза, и вместо того, чтобы развиваться, эти творческие люди начинают доказывать несостоятельность роботизированного искусства. Только представьте насколько это обидно, когда машина за минуту делает то, чему ты учился много лет. И делает это точнее. Конечно, критикуют генеративное искусство в основном художники, видящие в нём угрозу. Талантливый автор всегда скажет – я могу сделать лучше. И будет прав. От того он и мастер, что тратит своё время на развитие, а не агрессию.

Здесь я взываю к принятию простой истины – рисует не робот с искусственным интеллектом, а человек этим роботом. Так чем тогда генеративное искусство отличается от традиционной живописи?

Я, Алексей Лянгузов — живой человек, инженер, художник. Одному мне не справиться со средневековыми нормами оценки изобразительного искусства. Согласны, что пора впустить технологии в эту инертную область ручного труда? Напишите мне письмо, позвоните, поделитесь ссылкой на эту страницу с друзьями. Я ценю вашу поддержку! Ничто великое не дается легко. И ничто великое не совершается в одиночку. Давайте станем частью этой истории.