Искусственный интеллект фантазирует, а роботы взяли в манипуляторы кисть и краски. Что это – техническое творчество, или новый вид искусства? Может ли нейронная сеть повторить процессы, происходящие в мозге во время творческой деятельности? Откуда берётся творчество и можно ли применить к его исследованию научный подход?
Технологии изменили мирВозможности художественного самовыражения зависят от доступных технологий. Пещерные художники каменного века не обладали технологией создания цветов, которые сделали возможным импрессионизм. У импрессионистов не было современной компьютерной графики. Это не означает, что лучшие наскальные рисунки менее совершенны, чем лучшие картины импрессионистов, или что лучшие картины импрессионистов менее совершенны, чем лучшая компьютерная графика. Однако каждая эпоха, как правило, имеет свои предпочтительные средства художественного выражения.
В эпоху, когда критиков не убеждала фотография, а фотографы пытались подражать живописным стилям, Вальтер Беньямин уже заглядывал в будущее. В своем эссе «Искусство в эпоху механического воспроизводства» немецкий философ высказался за то, что следует обратить внимание на машинную форму искусства и эстетику, которая вытекает из нее.
В. Беньямин, 1936г.
Спустя 85 лет мы возвращаемся к этому вопросу. Мог ли он представить, что машины будут способны не только воспроизводить, но и создавать новое? Появится технология, обладающая всеми признаками творческой деятельности.
Как ИИ повлияет на творчество человека?
Творческий потенциал искусственного интеллекта ещё только предстоит раскрыть. Одних он пугает, других завораживает, но его обсуждают, как когда-то обсуждали новые и смелые веяния в искусстве.
Занимаясь разработкой роботов-художников и творческих алгоритмов, для раскрытия этой темы обращусь к практическому опыту.
Попытки научить машину рисовать требовали от меня изменения подхода к привычным процессам. Мы не задумываемся о многих вещах, которые делаем интуитивно, часть мыслительных процессов проходят на подсознательном уровне, замечается только результат. То, что казалось очевидным, при попытке объяснить это машине, вдруг становилось невероятно сложным. Я считал это очевидным по тому, что привык к своему мозгу, как к инструменту, гарантированно выдающим решение, особо не углубляясь в детали механизмов его формирования. С тех пор всё, что происходило в голове, требовало систематизации, разделения на базовые элементы, классификации, и подвергалось анализу. Этот подход полностью перепроектировал творческий процесс.
С каждой картиной, нарисованной моими роботами, я пытаюсь научить их самостоятельно принимать решения, которые обычно сам принимаю в процессе творчества. Этот увлекательный процесс обучения машины – быть мной, приводит к более глубокому пониманию себя, раскрывает, как работает моё творческое мышление.
Сейчас роботы-художники зрительно фиксируют каждый нанесённый на холст штрих, делают шаг назад и анализируют, как этот штрих влияет на восприятие картины в целом, а затем используют результат этого анализа для выбора места нанесения следующего штриха. В непрерывном цикле обратной связи этот процесс повторяется, пока работа не будет завершена. Так работают художники. И роботы.
Во многом копируя человека, машина не подражает ему. Напротив, я ищу возможности привнести в живопись что то новое, не доступное человеку, использовать преимущества цифрового двойника художника – практически бесконечную память, возможность безошибочного ведения параллельных «мыслительных» процессов, способность работы с коллективным опытом большого количества людей. ИИ оперирует огромными объёмами данных, человеку не хватило бы жизни, чтобы просто просмотреть их, не говоря уже о том, чтобы сохранить что то в памяти.
Мы получаем информацию о мире через органы чувств, но видим перед собой только кусочек пространства, ограниченный углом зрения и частотой световой волны, которую может воспринять глаз. Технологии же позволяют получить такое разнообразие информации и в таких масштабах, что в сравнении с машинным зрением человек покажется слепым. Воображение человека ограничено, потому что мы ограничены нашим миром. Машина хороша в изучении возможностей, поэтому, если мы сможем создать машину, чтобы исследовать возможности в пространстве искусства, то такая машина сможет обнаружить недоступные нам ранее идеи.
Творческие профессии успешно автоматизируются, появляются новые высокотехнологичные инструменты, способные избавить творца от рутинной работы и даже принимать собственные решения. Уже сейчас искусственный интеллект помогает рисовать художникам, синтезирует новые мелодии для музыкантов, проектирует сложные структуры для архитекторов и дизайнеров. Я думаю, что эта технология расширяет творческий потенциал человека, она даёт нам дополнительные способы испытать и понять окружающий мир, позволяет по-новому представить будущее.
Может ли искусственный интеллект самостоятельно создавать произведения искусства? Однозначно – нет. По крайней мере, в данный момент. Но он позволяет заглянуть за рамки человеческого мышления и вынести оттуда новый опыт.
Это наилучшим образом пересекается с задачей, миссией художника, когда художник выбирает на свой взгляд значимые события эпохи и фокусирует на них внимание, тем самым формируя современность. В этом они схожи с учеными, но не будучи скованными нагромождением правил и теории, могут позволить себе смело заглядывать в будущее, опережая науку.
Критика ИИ в творчествеМногие художники критически относятся к творческим возможностям искусственного интеллекта, каждый имеет собственное мнение. Технология находится в начальной точке своего развития, и мы не должны принимать новые технологии только из-за их новизны. Точно так же мы не должны отвергать их, если не понимаем их.
действительно новое критикуется с отвращением.
Но с каждым новым поколением технологий приходит новое поколение ученых, инженеров и художников, исследующих отношения между людьми и машинами. Глубины творческого потенциала ИИ только начали раскрываться и такова природа людей, что-то новое всегда будет привлекать внимание одних и вызывать недовольство у других, это естественный процесс развития и здесь уместно было бы привести цитату Стендаля о своих книгах:
Процесс рисования портрета Давида, манипулятор наносит краски на холст.