Инженер-атомщик и искусство.
Я живу в небольшом промышленном городке, затерявшемся в степях в 200км от ближайшей федеральной трассы, добрую половину которого занимает промзона, а из окна видны градирни атомной станции, заполняющие небо искусственными облаками.
Город технарей и атомщиков. Вот и меня учили тонкостям постройки ядерных реакторов, но, сидя за очередным нейтронно-физическим расчётом активной зоны водо-водяного реактора, я втайне завидовал им. Чужой гранит науки казался сдобной булкой, свой же - сталью 15Х2НМФА, той самой, для реакторных корпусов. Стоит ли говорить, что у технарей даже слово "отпуск" ассоциируется не с беспечным томлением на песочке, а с картинами, описанными Данте. Как ещё назвать длительный отдых при 600-700 градусах по Цельсию?
“Да так нарисовать и я смогу!” - Человеку свойственно преуменьшать сложность того, в чём он плохо разбирается.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги (Л.Н.Толстой)
И тут я попробовал рисовать. Святые сопроматы! До чего же это оказалось сложно. Внутри моей головы картинка представлялась детальной и завершённой, но руки предательски отказывались переносить её на бумагу. Классика жанра - "ожидание и реальность" иллюстрирует боль каждого начинающего художника.
Осознав, что наработанной за десятки лет мелкой моторики недостаточно для полноценного управления своими конечностями, и мне не избежать занятий в худшколе с этими скучными бесконечными натюрмортами, занудной теорией о перспективе и мучительно неумелым копированием чужого раз за разом… Я понял, что я технарь, и зависть к гуманитариям как-то сразу закончилась.
Творческий экзоскелет
Если вы не можете провести прямую линию карандашом, то используете линейку. Логично? Для рисования окружностей придуман циркуль, но какой инструмент помогает художникам создавать красоту?
Возможности человека ограничены, но пытливый ум найдёт способ обойти любые ограничения. Моим движениям не хватает уверенности - но это лучшее качество машины. Так почему бы не взять лучшее от человека - способность к творческому мышлению и неоспоримое преимущество машины - идеальную память и точность движений?
На волне творческой эйфории казалось, что уж теперь-то я смогу рисовать картины быстро и легко, но и здесь законы мироздания обойти не удалось: если хочешь создать что-то ценное, нужно приложить много усилий, вложить время своей жизни.
Подвал мёртвых роботов
Закончив жизненный путь, живописцы становятся известными, а роботы-художники отправляются в гараж.
Цель определена, процесс пошёл. Первый прототип выглядел забавно, все элементы его конструкции приобретались в мебельном магазине и он имел больше общего с шкафом-купе, чем с своими старшими собратьями - промышленными фрезерными станками.
Кто хочет любить - кошку,
Миссия же хомячка - показать детям смерть.
Робот выполнил свою миссию, показал неопытному роботостроителю ущербность идеи использования мебельных направляющих для передвижения массивной траверсы, робот был пьян, и его рука не была тверда.
Конечно, этот прискорбный факт можно обратить в достоинство, соврав, что его шатания есть элемент творчества самой машины, ассистирующей художнику-программисту.
Но, как это бывает в жизни, инициатива не была оценена по достоинству, и робот занял своё место в почётном углу гаража.
Второй робот изготавливался с учётом прежних ошибок, поэтому новых ошибок в нём было ещё больше.
Только посмотрите на размеры рабочего поля.
Вы испытываете уважение к этой царь-шпильке?
Не то, чтобы я не старался. Рама станка подогнана и сварена наилучшим образом, а рельсы и направляющие из подшипников выставлялись с допуском в доли миллиметра. И это делалось дома, вот где масштаб безумия!
С такими размерами и используемыми материалами механизм просто не могло не перекосить в работе, он подклинивал.
А я нет. Незамедлительно начал собирать новый механизм формата А4 для обкатки ещё более сложных механизмов - самодельных дозировщиков краски.
Третий робот не хотел в гараж и, доказав профпригодность, поселился на три года, за неимением места в квартире-студии, на кухонном подоконнике. Станок, идеально повторявший габариты микроволновки, был водружён на неё сверху.
И он рисовал, а под ним вертелся борщ. Это был симбиотический союз, проголодавшись, я вспоминал и о необходимости совершенствовать технику.
За ним последовали 4й и 5й, испытывались новые подходы, оттачивалась техника смешивания краски до нужного оттенка на ходу, одни роботы держали в манипуляторе кисть, другие брызгали струёй, были стреляющий сжатым воздухом и курково-инерционный механизмы...
Я мог бы открыть в гараже музей мёртвых роботов, но зритель ещё не готов к этому, а прицеп нужно где-то хранить.
Творческий искусственный интеллект рисует картины
В 21 веке никто не застрахован от автоматизации его труда. Роботы заменили сотни профессий, и мы были уверены, что творческие профессии достаточно защищены. Но так ли это?
Я создавал роботов как продвинутый инструмент художника, считая, что на него можно переложить рутинную работу и оставить себе только радость творчества. Но сейчас, после применения к его управлению технологии искусственного интеллекта, появилась надежда на создание автономной художественной системы, позволяющей творить в соавторстве с человеком.
"Машинное обучение" учится прилежнее человека. В начале ИИ научился рисовать карандашом.
Перед ИИ ставится непростая задача - угадать наилучшие положения штрихов, их оптимальные длины и углы наклона. В итоге должен получиться штриховой рисунок. Эта задача не имеет стандартного решения, ИИ самостоятельно определяет, нравится ему результат или нет, он ошибается и пробует снова и снова. Но все учатся, даже машины.
Да, вы можете прислать мне фото, и робот нарисует его шариковой ручкой.
Самый первый рисунок ИИ, рисует привод образца 2018 года.
Видео этого процесса есть в Инстаграм
Моя идея и упорство превратились в технологию, но мы лишь в начале пути. Вспомните, какими были первые компьютеры 65 лет назад? Огромными шкафами, никто не верил в возможности их применения в быту, даже глава IBM прогнозировал мировой спрос на компьютеры в размере... пяти штук. В каком мире мы живём сейчас? ИИ развивается куда быстрее, чем компьютерные технологии в 50х годах.
Искусство или технология?
Одним из базовых умений современного художника является способность пропустить через себя окружающий мир и выдать его концентрат в образе. Когда художник выбирает на свой взгляд значимые события и фокусирует на них внимание, тем самым формируя современность.
Это сложная и интересная тема. Могут ли роботы создавать предметы искусства, или же это просто инструмент в руках художника? Но мир меняется, технологии проникают во все сферы нашей жизни с пугающей интенсивностью, это ли не символ 21 века?
Сегодня робот держит кисть уверенно, его рука тверда и движения точны. Но наступит момент, когда ИИ увидит суть вещей и начнёт мыслить образами.
Вот моя цель, если хотите - манифест.
Полностью творческий ИИ будет создан.
И возможно, превзойдёт человека. Я верю в это и стараюсь приблизить этот момент.
Но пока он помогает мне творить, а я ищу новые направления, методы, источники вдохновения.
Как вам история о реинкарнации соснового полена через оцифровку в живопись? Сгорев в творческом порыве, полено породило поток данных, а робот нарисовал их краской на холсте. Кстати, да...
Робот-художник рисует красками на холсте
Робот может наносить фактурные мазки акриловой или масляной краской на холст
Иногда мне пишут — да это не искусство, это компьютерная программа, я тоже умею пользоваться фильтрами в Фотошопе и такую картину могу за один клик сделать. Но на простую просьбу показать её — обижаются, и с словами: «да нет времени, потом сделаю», исчезают.
За эти 11 лет я потратил на НИОКР сумму, равную моему доходу за 8 месяцев и многие сотни часов времени, проведённого в попытках решить технические проблемы. Иногда прогресса не было годами, это угнетало, хотелось сдаться, но в последний момент с искрой надежды вновь весь отдавался поискам и с головой уходил в работу.
Если все те силы, время и средства, что я уже вложил в своих роботов, я потратил бы на своё личное обучение живописи, то уж за 11 лет упорного труда, поверьте, даже я стал бы мастером.
Но я вложил всё это в разработку ИИ и роботов. И не жалею об этом.
Я мог бы быть одним из многих хороших художников, но я стал первым из плохих создателей интеллектуальных художественных систем. Мог бы прилежно учиться мастерству у других, но делаю неуклюжие шаги в создании своего, нового. Меня некому научить, направить, подсказать, ещё нет описания типичных проблем и способов их решения, все грабли мира — мои. И я иду по ним, не жалея лба.
У меня есть мечта — научить робота писать картины маслом, по своему, особенно, не жалея ярких красок. Чтобы люди смотрели на них и улыбались, а не испытывали презрение к «ненастоящему труду». И уже здесь я чувствую вашу поддержку, если хоть кому-то нравятся мои картины, значит найдутся и другие, у кого они тоже вызовут положительные эмоции, ведь рисую не ради технологии, а ради этих эмоций.
Картины робота-художника
Так выглядит будущее, технологичное, цифровое, но при этом уже не отличимое от реальности. Вы можете продолжать сопротивляться, доказывая себе и мне, что искусство может быть создано только средневековыми технологиями, а можете увидеть тенденцию изменения восприятия мира новыми поколениями и шанс инвестировать, находясь в стартовой точке долгосрочного тренда. Работ не много, но некоторые картины можно купить.
О технологии... Технологического искусства
Точность позиционирования манипулятора робота позволяет наносить краску слоями, наращивая толщину линии. На фото линия шириной в 1мм и высотой в 1мм
Специальный инструмент в манипуляторе робота точно дозирует эмали разной степени вязкости, накладывая штрихи друг на друга фактурными мазками. Это достаточно длительный процесс, написание одной картины занимает около недели. В результате рождается живая, высокотехнологичная живопись, не похожая на привычную зрителю традиционную работу художника.
Робот рисует несколько картин одну поверх другой, переплетая рельефные мазки разных цветов. За счёт такой многослойности достигается эффект объёма и свечения. Это потрясающий эффект глянца, всякий раз по-новому отражающего свет. Такая картина отлично вписывается в интерьер - в тени цвета будут спокойными и мягкими, но она взорвётся яркими красками при падении прямых солнечных лучей.
Но художники редко работают с глянцевыми эмалями, сложность исполнения практически недоступна человеку: Чтобы усилить эффект глянца, краски приходится наносить толстыми слоями, не допуская при этом их смешения на холсте, для этого потребовалось бы ожидать просушки каждого мазка перед нанесением следующего, но в таком случае работа над картиной растянулась бы на годы. В отличие от человека, у ИИ есть преимущество. Он может увидеть бесчисленные варианты будущего и, фактически зная все свои движения наперед, выстроить их так, чтобы краски не смешивались.
Что там, в будущем
Уже сейчас алгоритмы самостоятельно сочиняют музыку, архитекторы, полагаясь на математические модели, создают замысловатые фасады зданий. Нейросети фантазируют, а роботы-сварщики с автомобильных заводов взяли в манипуляторы кисть и краски. Очевидно, что человеку пора искать себе место в этом новом мире, и начинать это делать нужно уже сейчас.
Мы любим оценивать будущее мерилом прошлых знаний, а это не совсем верный подход. Оценивать будущее технологий, опираясь на современные реалии, нельзя. Так мы повторим ошибки фантастов позапрошлого столетия, изображавших 2000-й год с летающими паровыми машинами и воздушными шарами-велосипедами. Прогресс - это не совершенствование окружающих нас технологий, а создание новых, не известных нам сегодня.
Предположу, что в следующем веке искусство преобразится до неузнаваемости, отпадёт необходимость в физическом носителе, даже в визуальном образе как таковом. Возможно, ценность будет иметь эмоция, появляющееся чувство, а как его моделировать - второстепенный, технический вопрос.
Поделитесь ссылкой на эту историю ВКонтакте, Facebook или в Telegram