Музыканты против нейросетей (Часть 1) – история, которой почти сто лет.

03 июля 2024    3 минуты на чтение   

После выхода на экраны фильма "Певец джаза" в 1927 году живые музыканты, выступавшие в кинотеатрах, столкнулись с серьезной проблемой. К тому времени индустрия немого кино была на пике популярности и любой посредственный музыкант был востребован в множестве видеосалонов. Казалось, с ростом интереса к кино престиж этой творческой профессии будет только расти, но случилась катастрофа. Появилась технология, позволяющая синхронизировать скорость протяжки киноленты с оборотами виниловой пластинки.

"Певец джаза" (The Jazz Singer) - американский мюзикл 1927 года, снятый киностудией Warner Bros. Это первый полнометражный фильм, в котором используется синхронная запись музыки (вместо пианиста в зале). Применение новой системы Vitaphone sound-on-disc позволяло синхронизировать с видеорядом не только музыкальное сопровождение, но и голоса актёров. Его выход имел неимоверный коммерческий успех и фактически ознаменовал конец эры немого кино.

В 1930 году Американская федерация музыкантов основала новую организацию под названием "Лига защиты музыки" и начала агрессивную рекламную кампанию по борьбе с угрозой, исходящей от записанной музыки.

Лицом этой рекламной кампании был маниакальный робот-музыкант. Лига защиты музыки потратила более 10 000 000$ (с коррекцией по инфляции $ на 2024 год) на размещение рекламы в газетах по всей территории Соединенных Штатов и Канады. Реклама призывала публику требовать, чтобы в местах досуга людей музыку исполняли живые люди, а не какая-то холодная, бесчувственная машина.

Проигрываемую в ресторанах, театрах и кино музыку называют «консервированной», бездушной и неживой. Музыка «без души», по их мнению, уводит культуру в сторону от чистого курса, грозит воспитать бесчувственную аудиторию и похоронить искусство.

 

Типичные лозунги этой кампании из публикации в газете Syracuse Herald от 2 сентября 1930 года в Нью-Йорке:

В другой рекламе утверждалось, что Голливуд увольняет музыкантов из-за того, что для записи звука в студиях звукозаписи требуется всего несколько сотен музыкантов. В рекламе даже слово “музыка” взято в кавычки, что подразумевает, что записанный звук даже не может рассматриваться как таковой:

300 музыкантов в Голливуде поставляют всю “музыку”, которая звучит в тысячах театров. Может ли такой крошечный запас талантов способствовать творческому прогрессу?

Джозеф Н. Вебер, президент Американской федерации музыкантов, ясно дал понять в мартовском номере журнала Modern Mechanix за 1931 год, что в борьбе с машинами на карту поставлена сама суть искусства:

Не за горами то время, когда единственным живым существом в кинотеатрах будет человек, продающий вам билеты. Все остальное будет механическим. Драма, музыка, водевиль. Мы думаем, что публика устанет от механической музыки и захочет что-нибудь настоящее. Мы не против научного развития любого рода, но оно не должно происходить в ущерб искусству.

 

По сути, рекламная кампания была попыткой заставить людей поверить, что такой особенной музыку делает душа музыканта, которая каким-то образом отражается только в живом исполнении.

 

Робот (поёт) О, душа моей души, я люблю тебя!

Но у робота нет души. А не имея души, он не может любить. Неудивительно, что дама отвергает его ухаживания.

Итак, если робот под балконом дамы выглядит нелепо, почему мы должны ожидать, что его консервированная музыка вызовет восторг у интеллигентных театралов?

Музыка - это эмоциональное искусство. С ее помощью чувства могут быть переведены на все языки. Робот, не обладающий способностью чувствовать, не может создавать музыку в истинном смысле этого слова.

Вы можете присоединиться к лиге защиты музыки, чтобы помочь опровергнуть доводы о том, что механическая музыка является приемлемой формой развлечения для американской публики. Для этого, пожалуйста, подпишите прилагаемый купон и отправьте его по почте.

Прекрасно, не правда ли? Петиция на change.org, когда это ещё не было мейнстримом. Интересно, потратив такую сумму на рекламу можно было получить огромное количество анкет, но что они с ними сделали? История умалчивает об этом. Однако, итоги этого противостояния нам известны – музыканты всё ещё существуют. Их и стало в разы меньше, но благодаря звукозаписи оставшиеся получили доступ к недосягаемой ранее ширине аудитории. Музыка вышла из салонов в народ. И вопреки мрачным прогнозам она обогатилась. Если раньше доступ к живой музыке имел достаточно узкий круг лиц, и музыка подстраивалась под их предпочтения, то с появлением звукозаписи аудитория расширилась, музыканты получили свободу творчества и создали множество новых стилей и направлений.

Поколения сменяют друг друга, но доводы критикующих грампластинки музыкантов почти полностью совпадают с художниками, критикующими ИИ. Предлагаю освежить память, заглянув в мою статью «Художники против нейросетей», публиковалась она давно и сейчас уже можно самостоятельно оценить изменения, произошедшие в мире и сознании общества с тех пор.

Нейросети теперь пишут музыку. Некоторые онлайн радиостанции на 100% эфира заполнены только сгенерированными треками. Кто то плюётся, кто то уже использует алгоритмы в работе, но об этом я расскажу во второй части статьи, а пока… ну вы понимаете.